Обжалование действий (бездействия) должностных лиц медицинских учреждений

Как обжаловать действия (бездействие) врача

Согласно ст. 21 Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи», пациент при оказании ему психиатрической помощи имеет право на обжалование действий (бездействия) должностных лиц организаций здравоохранения.

Согласно ст. 40 Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» пациент, находящийся в психиатрическом стационаре, имеет право направлять обращения в соответствии с законодательством.

В первую очередь с жалобой необходимо обращаться в администрацию лечебно-профилактического учреждения, куда пациент обратился. Затем можно жаловаться местное управление (комитет) здравоохранения, и затем уже в министерство здравоохранения. И если ни одно из указанных учреждений не отреагировало должным образом или если пациент остался неудовлетворённым их действиями, то следующие на очереди – прокуратура города или района и районный или городской суд (и в эти органы можно обращаться сразу же параллельно, не дожидаясь ответов органов здравоохранения).

Судебный порядок обжалования регулируется Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь или Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь. К слову, подача жалобы в административном (внесудебном) порядке не лишает заинтересованное лицо права на обращение с жалобой в суд.

Форма жалобы законом не установлена, поэтому она составляется в соответствии с общими правилами делопроизводства. Чтобы административную жалобу приняли и рассмотрели, она должна соответствовать установленным законодательством требованиям, а именно должна содержать:

 наименование органа, рассматривающего жалобу;

 сведения о заинтересованном лице (фамилию, собственное имя, отчество, место жительства (место пребывания);

 наименование уполномоченного органа, принявшего обжалуемое административное решение;

 содержание обжалуемого административного решения;

 основания, по которым заинтересованное лицо считает обжалуемое административное решение неправомерным;

 требования заинтересованного лица;

 представляемые вместе с административной жалобой документы и (или) сведения (при их наличии);

 подпись гражданина, либо подпись представителя заинтересованного лица (электронная цифровая подпись таких лиц).

Административная жалоба может содержать ходатайство (заявление) о восстановлении пропущенного для подачи жалобы срока с указанием причины пропуска срока.

К административной жалобе прилагаются административное решение и иные документы, необходимые для разрешения жалобы, то есть любые документы, которые, по вашему мнению, имеют отношение к рассматриваемому вопросу.

Законодательством установлен срок подачи административной жалобы  в течение 1-го года со дня принятия обжалуемого административного решения. Орган, рассматривающий жалобу, вправе восстановить срок в случае его пропуска по уважительной причине (тяжелая болезнь, длительная командировка и др.).

Жаловаться на госорганы в вышестоящие государственные органы можно бесплатно, государственная пошлина в таких случаях не взимается.

Административные жалобы подлежат регистрации в день подачи и считаются поданными со дня их регистрации.

Срок рассмотрения административной жалобы  в течение 1-го месяца со дня ее подачи. Законодательством об административных процедурах могут быть предусмотрены и сокращенные сроки.

Подача административной жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого административного решения.

Подавать жалобу необходимо в письменном виде в распечатанном или рукописном виде. Ее можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении с описью вложения, либо подать лично или через представителя – в приемную государственного органа (учреждения), чтобы ее зарегистрировали в присутствии заявителя.

 

Как обжаловать решение врачебно-консультационной комиссии (ВКК)

Специального порядка обжалования решений ВКК в законодательстве Республики Беларусь не предусмотрено. Согласно п. 35 Инструкции о порядке создания и деятельности врачебно-консультационных и иных комиссий, утвержденной Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.12.2014 N 93, решение ВКК или иной комиссии может быть обжаловано пациентом либо его законным представителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Таким образом, в этом случае можно исходить из процедуры, предусмотренной для обжалования действий врачей.

 

Как обжаловать решение МРЭК

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать заключение специализированной, межрайонной (районной, городской) комиссии в 30-дневный срок на основании письменного заявления, подаваемого в комиссию, проводившую медико-социальную экспертизу, либо в центральную комиссию.

Комиссия, проводившая медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня регистрации его письменного заявления направляет его заявление, акт освидетельствования с приложением всех имеющихся документов в центральную комиссию.

Центральная комиссия не позднее 30 дней со дня регистрации письменного заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу (освидетельствование по обжалованию) и на основании полученных результатов выносит заключение МРЭК.

При несогласии гражданина (его законного представителя) с заключением МРЭК, вынесенным при освидетельствовании по обжалованию, в 30-дневный срок его медицинские экспертные документы могут быть рассмотрены при проведении независимой медицинской экспертизы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Заключения центральной комиссии могут быть обжалованы гражданином в судебном порядке.

Виталий Павлоградский,

юрист Бюро социальной информации для людей с психическими заболеваниями

Бесплатная правовая помощь для людей с проблемами психического здоровья. тел. +375 44 5792050

Добавить комментарий